Демёреджевая система

Суть демёреджа (demurrage – плата за простой судна в порту при загрузке или выгрузке) состоит в том, что платёжное средство с течением времени «стареет», т. е. теряет в номинале определённую часть своей платёжеспособности. Идея эта принадлежит Сильвио Гезелю, который резонно заключил, что коль в нашем материальном мире всё с течением времени стареет и ветшает, лишь деньги номинал не теряют никогда, то, если бы и деньги «старели», то это было бы более разумным порядком вещей.

Потеря в номинале для демёреджевой платёжной системы обозначает, что раз в месяц или любой другой оговорённый срок денежная единица становится автоматически чуть меньше. Допустим, 1 октября был 1 рубль, а 1 ноября этот же рубль стал 99 копейками. При условии неизменности цен на товары, неспособность держателя потратить этот рубль за месяц на какой-нибудь товар или услугу, «наказывается» снижением его, человека, платёжеспособности через вот такой хитрый механизм. Это заставляет человека обязательно потратить демёреджевое платёжное средства ДО наступления часа Х (уменьшения номинала), но тот, кто примет к платежу демёреджевое средство ТОЖЕ захочет побыстрее потратить, и т. д. – а всё это в совокупности вызывает РЕЗКОЕ убыстрение оборота денег (с сопутствующим обменом денег на товары, услуги, РАБОТУ) – вызывает увеличение экономической активности населения. Там, где раньше деньги копились и накапливались (порой без толка), там происходит постоянное от них избавление. А как можно избавиться от денег? А только купив на них: ТОВАР, УСЛУГУ, РАБОТУ.

Демёредж может запустить в жизнь лишь местное самоуправление (власть), используя рычаг самостоятельности в решении своих собственных экономических и социальных программ. Дело в том, что для демёреджа как кровь необходима возможность замены демёреджевых денег на госвалюту, потому что большинство товаров и услуг будут притекать на территорию, где эта система запущена, лишь со стороны, где демёреджевой системы НЕТ. Поэтому организация демёреджа на какой-то территории (в районе города, селе, посёлке, нескольких посёлках) возможна лишь при резервировании местным самоуправлением части бюджетных средств, предназначенных для обмена демёреджевых денег на деньги государственные. Местный бюджет должен постоянно, в течение всего срока действия демёреджа резервировать часть бюджетных средств; иначе, если он этого не сделает, и демёреджевые платёжные средства не могут быть обменяны на госвалюту – проект рухнет, а люди пострадают.

Принцип работы демёреджа заключается в том, что, начиная с какого-то дня, после объяснения людям, как работает демёредж, зарплата работников местного самоуправления, других государственных работников МОЖЕТ выплачиваться в местных, эмитированных местной властью, «тугриках» (типа талонов). На талонах должны быть надписи на год вперёд, какой номинал этой денежной единицы будет в каком месяце. Если демёредж принят как снижение номинала на 1% в месяц, то это может выглядеть так: 1 января – 31 января – номинал 1 рубль, 1 февраля – 28 февраля – номинал 99 копеек, 1 марта – 31 марта – номинал 98 копеек, и т. д. по всему году. Где к концу года номинал «бывшего» рубля достигнет 88 копеек. После этого, если потребуется продолжение проекта, все использованные демёреджевые «тугрики» собираются в местном самоуправлении и уничтожаются. А вместо них выпускаются новые, на следующий год. Цикл такой же: сначала номинал – рубль, затем – 99 копеек и т. д.

Резервирование части средств государственного бюджета, выделяемого для местного самоуправления в соответствии с бюджетом России и выпуск вместо них демёреджевого эквивалента, имеющего хождение лишь на ограниченной территории, не рекомендуется делать более 20%. И в дальнейшем сохранять этот соотношение: 20% денежного оборота в демёредже, а 80% в госвалюте, чтобы не разбалансировать всю систему платежей.

До запуска демёреджа власти следует договориться с местными бизнесами (по меньшей мере с продуктовыми магазинами, магазинами хозяйственных принадлежностей) о том, что они будут принимать «тугрики» в оплату товаров и услуг либо по номиналу (обозначенному на «тугриках») либо со скидкой, показав на примерах, что для бизнесов это будет обозначать увеличение (и неминуемое) товарооборота. Следует также пояснить бизнесам, что они в любой момент времени могут поменять скопившиеся у них «тугрики», полученные за товары и услуги, на госвалюту (по номиналу, указанному на «тугриках»), с тем, чтобы докупать в свои бизнесы товары на стороне. Для бизнеса, для целей его налоговой отчётности, возможность получать госвалюту и уже по ней отчитываться – весьма удобна, потому что резервные средства в госвалюте, хранящиеся у власти, всегда под рукой.

Резонно предположить, что поначалу демёреджевая система, если предлагать «тугрики» в качестве части зарплаты лишь бюджетникам, широко не пойдёт. Развернуться система может лишь в том случае, если самоуправление развернёт сеть общественных работ, оплата за которые может быть частично осуществлена «тугриками». К примеру, ремонт дорог, школ, бань, больниц, других социальных учреждений – вполне может быть запущен демёреджем, поскольку вероятность того, что «тугрики», совершив оборот: выданная зарплата на руки людям в тугриках тут же окажется в магазинах, а магазины тут же придут менять её на госвалюту в органы местного самоуправления (быстро не поменяешь, рискуешь потерять в номинале), РЕЗКО УБЫСТРЯТ ХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ. Можно представить, что в бюджете местного самоуправления заложены некие средства на ремонт дороги. Разумно предположить, что эти средства распределены на какое-то количество времени, допустим, на полгода, на шесть месяцев. Значит, примерно раз в месяц в местный бюджет будут опускаться на это средства. Все мы знаем, что если произойдёт СБОЙ в перечислении бюджетных средств хотя бы раз, то и работа встанет. Если заменить часть средств, выделяемых на зарплату рабочим при строительстве или ремонте дороги, на демёреджевые заменители, и, к примеру, выдавать зарплату КАЖДЫЙ ДЕНЬ, чтобы рабочие могли не сомневаться, что в конце месяца они всегда получат базовый остаток зарплаты в госвалюте (сделать так, чтобы каждый день они получали лишь те самые 20%, а 80% заработка получали бы в конце месяца в госвалюте), то все тугрики, совершив быстрые обороты через магазины, практически в течение нескольких дней снова бы оказывались у местной власти, «готовые» к употреблению.

Таким образом, частичный резерв бюджета, «сработал» бы несколько раз, будучи обращённым в демёредж, а по сути, он сработает как если бы «работали» все бюджетные средства, 100%, если не больше. Оплатить демёреджевыми тугриками труд людей, учитывая, что тугрики в течение нескольких дней снова возвращаются к нанимателю – местной власти – можно гораздо БОЛЬШЕ работы, чем если применять госвалюту, к тому же требующую гораздо больше отчётности. В руках же власти, которая сама эмитирует тугрики и сама же их регулирует – в этом плане развязаны руки.

Есть и ещё один тонкий момент, связанный с точным расчётом времени. Дело в том, что оборот тугриков, поскольку к концу месяца будет намечено снижение номинала, будет заставлять людей избавляться от них как можно скорее, поэтому вероятность того, что ВСЕ тугрики к концу месяца окажутся у местной власти – практически 100%-на. Но что такое «избавление» от денег, как не покупка на них товаров, услуг, работ? Что? Значит тугрики будут просто «работать» как белка в колесе, и заметно это по тому объёму РАБОТ и купленных на тугрики ТОВАРОВ и УСЛУГ в течение месяца. Он будет выше в несколько раз обычного объёма. А это и есть оживление экономической ситуации от застоя к вибрации.

Местная власть может выдавать и безпроцентные кредиты для местных жителей, желающих начать свой бизнес, в этих самых тугриках (если таковые скопятся всё же у власти и на них уже будут сделаны все намеченные работы). Безпроцентным такой кредит должен быть потому, что возврат средств по уменьшенному номиналу в тугриках, и будет начисленным процентом для бизнеса. А поскольку власти нет никакого резона хранить тугрики у себя, коль она сама решила, что номинал их с течением времени УМЕНЬШАЕТСЯ, то кредитная линия бизнесам может быть практически БЕЗКОНЕЧНА: один принёс тугрики и отдал долг, тут же тугрики можно дать другому, и так до безконечности, хоть малыми суммами ежедневно, хоть как в общем. Хозяин же (т. е. местная власть) и есть барин.

Демёредж можно и нужно запускать лишь в экономически отсталых районах, где средств бюджета или бизнесов, существующих на территории, катастрофически НЕ ХВАТАЕТ для улучшения жизни людей, проживающих там (нет работы, а та, что есть, малооплачиваемая). И лишь на строго определённое время: год-два-три. Если сделать демёреджевую систему постоянным фактором бытия, то она будет стремиться РАСТИ (затрагивая сопредельные районы) и вытеснять госвалюту, что накладно и для местного самоуправления и для государственной власти самой.

После завершения цикла демёреджа (допустим, года), следует тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию, спросить людей – как им живётся в таких условиях, проследить возникновение и развитие новых бизнесов (встали ли они на ноги), и далее принять решение: либо продолжить демёредж, либо завершить его. Дело в том, что демёредж обладает двумя отрицательными свойствами: первый – это угнетение людей необходимостью изыскивать (и постоянно) возможности траты денег, что для некоторых жизненных ситуаций накладно, а по сути ведёт к неумеренному потреблению, второй – объективно вступает в конфликт с государственной валютой, основанной на другом принципе (а медведь и лось в одной берлоге не уживутся, будет конфликт). Демёредж помогает, но, как и всякое лекарство, его нужно употреблять В МЕРУ.

Заменительная система

Вернуться в начало