Талонная система

Суть талонной системы в том, чтобы устранить (или восполнить недостающую часть денежной массы) какую-то часть обращения госвалют в некоем локальном сообществе, предоставляя взамен возможность всё же иметь на талон ограниченную платёжеспособность. Делается это чисто управленчески, если обращение госвалюты показывает какие-то управленческие неудобства для руководимого сообщества. К примеру, производство томатов может вполне рассчитываться со своими работниками талонами, по которым они могут приобрести малую толику томатов, не выходя за пределы предприятия, да ещё по сниженной цене. В чём мудрость управленцев в этом случае? А они экономят на госвалюте, а также связанными с ними налогами на зарплату, переводя часть зарплаты в полу-БАРТЕР, причём достаточно удобный для людей, которые его получают.

Талонная система может расцвести в крупных объединениях, производящих достаточно широкий спектр продукции товаров народного потребления, к примеру, пищи всех мастей и сортов. Не секрет, что таковые талонные системы ВСЕГДА существовали и существуют в подобных крупных объединениях. Если торговые точки, где можно отоварить талоны, существуют за пределами предприятия, открыты т. с. для широкой публики со стороны, а продукция по талонам может быть ИНТЕРЕСНА (допустим, по цене или по качеству) не только работникам данного предприятия, то это может быть ТОЛЧКОМ для коммерциализации талонов, к переходу их как к средству платежа не только в этих точках сбыта, а и вообще, где о них знают и где их услугами могут воспользоваться. Талоны могут начать меняться на госвалюту, а также применяться в совсем уж далёких сферах, при расчётах людей между друг другом. Главное, чтобы они при этом знали, что талоны «обезпечены» точками сбыта предприятия и спектр продукции достаточно широк, чтобы представлять интерес.

Теоретически талонную систему частичной замены хождения госвалюты можно ввести на ЛЮБОМ производстве, потому что ЛЮБОЕ производство что-то производит и продаёт (не берём во внимание муниципальные и государственные услуги). Это «что-то» может быть не всегда удобно людям (производители ракет для оборонной промышленности вряд ли смогут предложить людям получить по талонам немного ракет), но то, что удобно, а главное пригождается в ежедневной жизни, чисто бытовой – запросто можно ТАЛОНИРОВАТЬ. Это прежде всего продукты питания, одежда, обувь, материалы для жилья (всемозможные: от мебели до половых тряпок и антитараканов в любом виде).

Второй момент: наличие достаточно большого количества собственных работников производства, которых можно талонировать, и уж они сами будут выступать либо возбудителями интереса к талонам со стороны неработающих на этом предприятии, либо будут напрямую выводить талоны за пределы предприятия, т. е. коммерциализировать их. Если работников мало, то эффект будет меньше. Если товарность предприятия мала (разнообразие продукции), эффект будет меньше. Если товарность предприятия малорасходна (используется нечасто, а редко, к примеру, мебель), то эффект будет меньше.

Таким образом, любое предприятие можно совершенно спокойно построить алгоритм, по которому введение талонов на предприятии либо может выйти за пределы предприятия и тем дать основание появлению НОВОЙ платёжной (весьма локальной) системы, либо эти талоны так и будут служить тому, для чего они предназначались. Тот управленец, кто имеет в виду развитие сценария по первому примеру, должен заранее озаботиться ЗАЩИТОЙ талонов от подделок, потому что потом может быть поздно.

В чём привлекательность введения, поддержания и развития талонной системы? Она состоит в УДЕШЕВЛЕНИИ для предприятия своих основных расходов: на зарплату работникам. Да, это определённый уход от налогов, буде зарплата полностью выплачиваема в госвалюте. Но это только первый этап. Второй этап, когда талоны «покидают» собственно предприятие и выходят «в народ», когда они приобретают статус самостоятельного платёжного средства, которое пользуется ОПРЕДЕЛЁННЫМ (чисто локальным) интересом и доверием людей. На этом этапе управленцы предприятия могут сделать (и решительно) следующий шаг: начать приём собственноручно выпущенных талонов за свою продукцию по цене значительно ниже той, по которой они продают её обычно в обмен на госвалюту. Оборот талонов, таким образом, завершится: предприятие выпустило талоны под обезпечение своей продукции, и талоны же вернулись на предприятие за этой самой продукцией. Если к этому времени талоны начнут принимать к оплате и соседние предприятия, бизнесы, кто угодно, то оборот талонов выйдет на третий уровень, талоны приобретут статус ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (и взаимозаменяемого) средства платежа (по отношению к госвалюте).

И здесь – главное не переборщить, потому что это будет называться уже защемлением хвоста государственного дракона. Если платёжеспособность запущенных талонов начинает покрывать на определённой территории (вокруг предприятия, которое их запустило в жизнь) до 5% всего товарооборота, это неминуемо привлечёт внимание к ним налоговых и прочих государственных органов, которые увидят СНИЖЕНИЕ поступлений в госвалюте (талоны ЗАМЕНЯТ часть оборота госвалюты). А вот то, что до примерно 5% – будет развиваться (может развиваться) относительно спокойно.

Чем привлекательна талонная система для разных людей в принципе? Для управленцев предприятия – это возможность наладить хотя бы частично РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ сбыт своей продукции (продукция по талонам хоть и «продаётся» со скидкой, но не без прибыли же!). Для сотрудников предприятия – это получить дисконт (скидку) на эту продукцию. Для несотрудников предприятия – это ТОЖЕ получить дисконт (скидку) на эту продукцию, а также получить НЕУЧИТЫВАЕМОЕ никак и нигде платёжное средство, по которому можно купить что-нибудь нужное. Отсечка талонной системой ЧАСТИ оборота госвалюты на каком-то этапе обязательно приведёт к противодействию со стороны органов власти, поэтому для управленцев предприятия, выпускающего талоны, и наблюдающих, как талоны начинают использоваться и на стороне, важно следить за их эмиссией (а эмиссия возможна лишь в том случае, если выданные талоны в виде части зарплаты собственным работникам НЕ возвращаются тут же на предприятие, будучи отоваренными, а начинают «приходить» позже, «погуляв» где-то на стороне), а в какой-то момент и вообще прекратить эмиссию. В общем, после определённого РОСТА талонной системы, нужна осторожность.

Общий рецепт таков: если предприятие умудрится наладить талонную систему таким образом, что до 20% продукции ея будет покупаться за талоны, это должно прозвучать «звоночком» для управленцев: пора либо понижать скидку (пониженную цену на продукцию по талонам), либо снижать или вообще прекратить эмиссию талонов. Тонкая регуляция талонов возможно годами и десятилетиями, но всё, как всегда, упирается в организующую, организаторскую и организверскую роль ГОСУДАРСТВА.

Демёреджевая система

Вернуться в начало